Главное меню

rekvisity

В маленькой школе о Главном.

000   В школах нашего района в настоящее время обучаются 1387 детей, из них всего 37 - в Курихинской основной школе.  Конечно, совсем немного. Тем не менее, это 37 будущих граждан нашей страны. Какими они вырастут, будут ли приносить пользу или станут просто потребителями, зависит во многом от семьи, но не менее значительную роль играют в их формировании образовательные организации  - детский сад и школа. Курихинская школа совсем недавно была средней. Она славилась и славится  своими сильными педагогами, гордится выпускниками. В этой самой маленькой ныне школе района собрались директора школ на очередной семинар. Уже в течение десяти лет одним из главных направлений воспитательной работы школы является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Скажите, что это не новое направление, о нём много говорится, в том числе и на страницах нашей газеты?  Да, конечно. Но, как сказал Д.И. Менделеев, выдающийся русский ученый-химик, урок о котором мы здесь посетили: «Знания без нравственности - меч в руках сумасшедшего»,  поэтому-то задача воспитания высоконравственного человека является главной.

001 
  
003 
  
005 
  
007 
  
009 
  
011 
  
013 
  
015 

 

002 
  
004 
  
006 
  
008 
  
010 
  
012 
  
014 
  
  

   Семинар, как обычно, начался с экскурсии по школе. Школа деревянная, построена в 1959 году, казалось, старенькая, но этого на замечаешь - в коридорах и классах чисто, цветут цветы, в школе очень тепло, учебные кабинеты оснащены компьютерами, проекторами и интерактивными досками. Для занятий физкультурой есть приспособленное помещение, в котором мячи и скакалки, новые лыжи. Мы окунулись в домашнюю атмосферу,  и становится понятно, почему дети не хотят уезжать учиться в другую школу, пусть более оснащенную - здесь, как дома. Директор школы Антонина Шмырова и заместитель директора Ирина Тангаева рассказали о реализации программы развития, одной из подпрограмм которой является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Основные направления программы: «Ученик – патриот и гражданин», «Ученик и нравственность», «Ученик и труд», «Ученик и природа», «Ученик и здоровье» способствуют всестороннему развитию личности ребенка, готовят его к жизни в современном мире.  Эти направления реализуются, как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на занятиях кружков «Юный краевед», «Мы - нижегородцы», «Золушка». Курихинские школьники организуют и являются участниками акций и проектов «Память», «Бессмертный полк»,  «Поможем птицам зимой» и многих других.   Участники семинара побывали на открытом интегрированном уроке  в 9 классе «Дмитрий Иванович Менделеев - ученый, гражданин, человек», который провели грамотные педагоги В.И. Ларюшкин, учитель химии, С.Н. Ларюшкина, учитель истории,  и Т.В. Горбенко, учитель русского языка и литературы. Огромный вклад в науку сделал этот ученый, которого мы больше всего знаем, как открывателя периодической системы элементов. Служением Родине назвал научную деятельность ученого В.И. Ларюшкин, рассказывая о его вкладе в развитие русской науки. Трижды ученый выдвигался на Нобелевскую премию, но, к сожалению, получить ее так и не смог, хотя его имя гораздо известнее получателей, с которыми он «соревновался». Его научные интересы распространялись на химию, физическую химию, физику, метрологию, экономику, технологию, геологию, метеорологию, педагогику, воздухоплавание, приборостроение, за что Менделеева часто называют русским Леонардо Да Винчи. Он был назначен Управляющим Главной палатой мер и весов, как очень честный и порядочный человек, - обращает внимание детей учитель химии. Учитель истории С. Ларюшкина рассказывает о судьбе сына Д. Менделеева, Владимире, который родился в браке с Феозвой Никитичной Лещевой, падчерицей  Петра Ершова, автора сказки «Конек-горбунок». На уроке ученики вместе с учителем отправляются в плавание на фрегате «Память Азова» в 1890-1894 годах вдоль дальневосточных берегов. Владимир служил на этом фрегате мичманом. Во время службы на фрегате в 1891 г. Владимир был повышен в звании и стал лейтенантом. На этом же фрегате путешествовал молодой цесаревич, будущий император Николай II. Увлекательный рассказ учителя сопровождается презентацией, ученики прослеживают маршрут фрегата по карте. Путь фрегата, доставившего цесаревича и молодого Менделеева в Японию, пролегал вокруг Азии на Дальний Восток через Суэцкий канал, Индию, Сингапур, Индонезию, Вьетнам, Гонконг и Японию. После первого плавания Владимира Менделеева в Японию, уже в его отсутствие, у него родилась там дочь от жены-японки, с которой он, как и все иностранные моряки, заключил брачный договор на определенный срок стоянки в порту. Владимир умер в возрасте 33 лет, заболев гриппом. По воспоминаниям сестры Владимира Ольги, Менделеев ежемесячно посылал японке-матери известную сумму денег на содержание ребенка. Девочка эта вместе с матерью потом погибла во время землетрясения в Токио.  В этом необычном уроке есть и литературная страничка. Учитель Т. Горбенко рассказала о большой любви поэта Александра Блока и Любови Менделеевой, дочери Дмитрия Ивановича. Сценическое имя (она была актрисой) Любовь Басаргина. Прекрасная Дама в творчестве Блока - это Любовь Менделеева. Свидетельством большой любви поэта являются слова: «Все женщины для меня - Люба и все остальные». В музее - заповеднике, имении Менделеевых  Боблово Александру Блоку и Любови Менделеевой установлен памятник. В один урок опытные учителя смогли вместить полную информацию, которая наверняка поможет ученикам запомнить этот урок надолго и, возможно, пробудит интерес к изучению истории и литературы, настроит на открытия в химии.
   Интерес вызвало внеклассное мероприятие «Творческий вечер Ии Данильченко» (учителя Т.В. Горбенко и С.Н. Ларюшкина). В Курихинской школе бережно хранят свою историю, собирают сведения об известных людях села, краеведческая работа здесь на высоте. Светлана Ларюшкина сделала обзор книг вознесенских авторов, обратив внимание на книги «Отчий край» В. Логинова,  «На земле вознесенской» Н. Шемякова, «На всю жизнь в нашей судьбе» автора этих строк. Книги местных авторов - хорошая помощь при организации занятий краеведческого кружка, которым руководит Светлана Николаевна. Поэзию своей землячки, Ии Данильченко представили ведущие Мария и Наталья Шмыровы. Много стихов поэтессы читали наизусть ученики школы. О проектной деятельности духовно-нравственной и патриотической направленностей рассказал учитель начальных классов А.А. Гусев, а его ученица 4 класса Вероника Каленова представила интересный и содержательный проект «Хлеб - всему голова». Фотопрезентация «Любимый сердцу уголок», подготовленная восьмиклассницами Марией и Натальей Шмыровыми, стала доказательством эффективности системы работы школы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию: ученики школы любят свою малую Родину и стремятся донести до других ее красоту и своеобразие. Семинар получился насыщенным, интересным. Опыт работы школы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию достойно представлен и рекомендован к распространению на муниципальном и региональном уровнях.  

Заместитель заведующего отделом образования Альбина Свеклина.

 

 

                      

 
  
       
   
       
gus administrator/backups/1.png