Главное меню

rekvisity

Семинар в МБОУ "Нарышкинская СОШ"
О роли  краеведения и местных традиций в воспитании Гражданина
В текущем учебном году семинары руководителей школ проводятся почти ежемесячно. Каждый раз приходится восхищаться тем, какие творческие педагогические коллективы трудятся в нашем районе, какие замечательные дети учатся в наших школах. Недавно в Нарышкинской средней школе состоялся районный семинар по теме «Использование краеведческого материала и местных традиций в формировании социально - активной и творческой личности». Сначала - экскурсия по школе, директор школы Михаил Васильевич Чухманов с гордостью показывает оснащенные новой мебелью и компьютерным оборудованием учебные кабинеты, спортивный зал и актовый зал - место, где проводятся школьные праздники, родительские собрания.
Гордостью школы по праву является музей, который получил свой статус “школьного музея” одним из первых в районе. «Хозяйка музея»- учитель истории Ольга Майорова, рассказала о стендах и композициях, начиная с предметов старинного быта и заканчивая стендом об учителях школы. Интересные экспонаты военных лет представлены в витрине музея, многие их них присланы в школу выпускником Станиславом Савцовым.   Изюминка музея - русская изба, на пороге которой нас встретили ученицы Виктория Майорова и Татьяна Турукина. Вика подробно рассказала о том, что находится в крестьянской избе. В музее школы изба оснащена  печкой с ухватами и чугунами, железным утюгом и швейной машинкой, сундуками, застеленными домоткаными половичками и даже ткацким станком. Есть здесь прялка, ступка, веретено, доска для стирки.  На столе, застеленном скатертью, красуется самовар, юные хозяюшки угостили всех чаем. После экскурсии директора школ и представители отдела образования отправились на открытые уроки. Примечательно то, что все семь  уроков были связаны с темой семинара. Учителя продемонстрировали, что любовь к родине и изучение родного края можно осуществлять на любом предмете. Урок литературного чтения в 1 классе провела Татьяна Тучина, урок основы православной культуры в 4 классе - Татьяна Лашманова, географию в 5 классе - Татьяна Крячкова, уроки математики показали Анна Гришина  и Елена Аладкина в 6 и 9 классах,   химию в 10 классе - Надежда Самсонова, литературу в 11 классе -Татьяна Блохина.
Первоклассники изучали стихи и рассказы русских писателей, сами читали стихотворения, состоялась встреча с местной поэтессой - Валентиной Пономаревой, которая прочитала детям свои стихи. С устройством и  видами православных храмов познакомились четвероклассники. На уроке географии ученики пятого класса изучали Евроазию. Учитель заинтересовала детей тем, что Евроазию можно посмотреть за окном школы, к  уроку был  подготовлен буклет, рассказывающий о климате и животном мире района, о его родниках и растениях.  Шестиклассники, решая уравнения, находили год основания села, получили по ответам в свои заданиях фамилию –Левочкин,  и поговорили о Герое- земляке. На математике в 9 классе дети отправились на экскурсию по Дивеевскому монастырю, решая попутно сложные геометрические задачи. Трудно было представить, как связать сложный урок по химии «Амины. Анилин» с краеведческим материалом, но ведь известно, что витамины входят в группу «Амины» и содержатся в овощах и фруктах, растущих в нашей местности. Сразу ученики рассказывают, какие витамины находятся в том или ином овоще и фрукте, для чего они необходимы. Анилиновые краски использовали и используют полх- майданские мастерицы.  Десятиклассники прослушали сообщение одноклассницы о кустарном производстве, которое дает, к сожалению, много отходов. А как создать безотходное производство? Поставлена проблема.  И вот ученики ищут пути ее решения, учитель стимулирует их мыслительную деятельность.
На уроке в 11 классе «Литературный анализ поэтических произведений на примере А.Блока «Россия», С. Есенина «Край родимый» и Л. Сенекиной «Песня о России» старшеклассники делают вывод: стихи  поэтов пронизаны любовью к Родине большой и малой, наиболее близко нашему сердцу стихотворение  Л. Сенекиной о вознесенском крае. 
На одном дыхании прошел классный час «Край ты мой, родимый край». Его провели учителя Мария Клементьева и Татьяна Родионова. Звучит музыка, и Виктория Майорова начинает рассказ о родном крае, о его происхождении. Зачитывается отрывок из книги Василия Логинова «Отчий край», дети декламируют  стихотворения  Валентины Пономаревой «О, Вознесенский край любимый!» и «Нарышкино - старинное село», строки Николая Шемякова из книг «На земле вознесенской» и «Мое Нарышкино».  Идет рассказ о людях, написавших эти произведения. Зачитывались отрывки из сочинений бывших учеников школы о родном крае, стихи учеников, посещающих поэтический кружок. Трогательны воспоминая о Панкове Викторе Павловиче, директоре Нарышкинской школы, учителе физики, которого нет с нами, но он живет в сердцах уже нескольких поколений. Его память почтили минутой молчания. До слез растрогала песня в исполнении Вики Майоровой «Сердце земли моей». Классный час получился насыщенным, трогательным, познавательным.
Состоялся анализ проведенных уроков и классного часа.  Было отмечено, что каждый урок и внеклассное мероприятие - это мастер-класс учителей его проводивших.  И это неслучайно: в школе работают творческие учителя, 60 процентов из них – выпускники школы. Они остались в родном селе, любят его сами и воспитывают любовь к родной земле у своих учеников. Из 26-ти учителей школы 10 имеют высшую квалификационную категорию.
Книги местных авторов используются учителями школы на уроках и классных часах, выставка этих книг - в школьном музее. Ученики школы готовят с их помощью конкурсные работы и занимают призовые места в районных и областных конкурсах. 38 призовых мест у Виктории Майоровой, 28 мест у Юлии Поздышевой, 15-у Майоровой Яны, 13-у Аладкина Дмитрия.
В своем выступлении заместитель директора школы Альбина Поздышева рассказала об огромной работе коллектива школы по нравственному и патриотическому воспитанию. Использование краеведения, как считают в школе,  помогает учащимся стать настоящими гражданами  своей страны.  При этом личные впечатления усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством.   М. Пришвин утверждал: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина мною осознанная». И учителя Нарышкинской школы успешно решают задачу воспитания в детях чувства гордости за свой край, свою Родину, за достойных жителей села и района. Их опыт можно распространять не только на районном, но и областном уровне.

 Заместитель заведующего отделом образования  администрации района А.И. Свеклина.

 
 
  

01
02
03
04
07
0809101112
 13 150614 


 Фото представлено Нарышкинской школой.

 

 

                      

 
  
       
   
       
gus administrator/backups/1.png  001